Народные средстваИстории с амблиопией

Истории с амблиопией

Амблиопия – состояние, характеризующееся падением остроты зрения и не корригирующееся очками или же контактными линзами, расстройство контрастной чувствительности и аккомодации преимущественного одного из глаз без каких-либо нарушений морфологического строения самого органа зрения.

СОДЕРЖАНИЕ

Статистические исследования последних лет наглядно демонстрируют тот факт, что среди взрослого населения старше двадцати, именно функциональная амблиопия лидирует среди факторов, вызывающих монокулярное падение зрения, опережая такие опасные патологические состояния как ретинопатия, обусловленная сахарным диабетом, катаракта, глаукома и дегенерация глазной макулы. Амблиопия, как правило, формируется в детстве и зачастую никак не проявляется в течение продолжительного периода времени.

Человек крайне редко может понять самостоятельно, что у него амблиопия, однако в процессе жизни она не пройдет сама по себе. Бывает, что, закрыв по чистой случайности один глаз, человек с удивлением констатирует, что второй глаз не способен видеть. Поэтому крайне важно систематически посещать специалиста-офтальмолога с интервалом не более одного года. И еще, амблиопия способна возникнуть в тогда, когда не проводится коррекция нарушений рефракции, либо человек не пользуется прописанными очками или линзами, и его глаза просто не столкнулись с такой возможностью – хорошо видеть.

Зрительная система

Когда формируется зрительная система, косоглазие или же анизометропия могут воспрепятствовать формированию нормального бинокулярного зрения и спровоцировать тем самым амблиопию. Однако, этот процесс обратим. Огромное число фактов свидетельствуют в пользу того, что вплоть до пожилого возраста люди, имеющие в анамнезе функциональную амблиопию, могут восстановить способность к хорошему зрению. Естественно, в пожилом возрасте пациенту придется прилагать для этого намного больше усилий, и процесс может оказаться пролонгированным.

Амблиопия развивается в среднем у 2 % населения Земли, также у 1 – 3,5 % здоровых детей, и у 4 – 5,3 % детей с заболеваниями зрительной системы.

Следует отметить, что амблиопия зачастую становится фактором профнепригодности человека, препятствуя нормальной координации движений и способности управлять транспортным средством.

Существует ряд факторов, которые могут спровоцировать развитие амблиопии:

  1. Косоглазие в раннем детстве (дошкольный период).
  2. Аметропия значительной степени выраженности.
  3. Недоношенность.
  4. Раннее полное опущение века.
  5. Утрата роговицей своей нативной прозрачности
  6. Кровоизлияние в переднюю камеру глаза (см. фото).
  7. Попадание крови в стекловидное тело.
  8. Снижение массы тела в неонатальный период.
  9. Поражение сетчатки глаза невоспалительного происхождения различной этиологии, возникающая у недоношенных детей.
  10. ДЦП.
  11. Отягощенное или неотягощенное астигматизмом нарушение рефракции глаз.
  12. Изменение преломляющей способности глаза, которое не корректировалось.
  13. Нарушение нормального темпа психического развития ребенка.
  14. Врожденная или травматическая катаракта.
  15. Сочетание косоглазия и анизометропии.
  16. Окклюзия или пенализация, проводимые в отсутствие соответствующего контроля.
  17. Наличие у близких родственников таких патология, как косоглазие, различные нарушения рефракции глаз.

Ввиду того, что в процессе жизни всегда существует риск потерять зрение на каком-либо глазу, люди, страдающие амблиопией, более здоровых людей рискуют приобрести инвалидность при потере зрения здоровым глазом.

Источник: http://glazkakalmaz.ru/bolezni/ambliopiya.html

Амблиопия

Амблиопия (синдром «тупого», «ленивого» глаза) характеризуется бездействием, неучастием одного из глаз в процессе зрения. В офтальмологии амблиопия рассматривается в качестве одной из ведущих причин одностороннего понижения зрения. Во всем мире амблиопией страдают около 2% населения. Амблиопия является заболеванием преимущественно детского возраста, поэтому столь важный аспект приобретает проблема ее раннего выявления и коррекции.

Классификация амблиопии

По времени развития патологии различают первичную (врожденную) и вторичную амблиопию. С учетом причин выделяется несколько форм вторичной амблиопии: страбизматическая (дисбинокулярная), обскурационная (депривационная), рефракционная, анизометропическая, истерическая, смешанная.

Несмотря на множество форм амблиопии, механизм развития заболевания во всех случаях связан с депривацией форменного зрения и/или патологическими бинокулярными связями, что приводит к функциональному снижению центрального зрения.

В основе страбизмической (дисбинокулярной) амблиопии лежит расстройство бинокулярного зрения, обусловленное длительной супрессией одного глаза. Страбизмическая амблиопия бывает двух видов: с центральной (правильной) фиксацией, когда фиксирующим участком выступает центральная часть сетчатки, и нецентральной (неправильной) фиксацией – с любым другим фиксирующим участком сетчатки. Дисбинокулярная амблиопия с неправильной фиксацией диагностируется в 70-75% случаев. Вид страбизмической амблиопии учитывается при выборе метода лечения.

Обскурационная (депривационная) амблиопия обусловлена врожденным или рано приобретенным помутнением оптических сред глаза. Диагностируется в том случае, если пониженное зрение сохраняется, несмотря на устранение причины (например, экстракцию катаркты ), и при отсутствии структурных изменений в задних отделах глаза.

При рефракционной амблиопии имеет место аномалия рефракции. которая в данный момент не подвергается коррекции. В основе ее возникновения лежит длительное и постоянное проецирование на сетчатку нечеткого изображения предметов окружающего мира.

Анизометропическая амблиопия развивается при неодинаковой рефракции обоих глаз, в результате чего имеется разница в величине отображения предметов на сетчатке правого и левого глаза. Данная особенность препятствует формированию единого зрительного образа.

Редкой формой функционального расстройства, возникающего на почве какого-либо аффекта, является истерическая амблиопия (психогенная слепота ). При этом степень снижения зрения может быть частичной или полной.

В зависимости от степени понижения остроты зрения различают амблиопию слабой (0,4-0,8), средней (0,2-0,3), высокой (0,05-0,1) и очень высокой степени (от 0,04 и ниже).

Амблиопия может быть диагностирована на одном глазу (односторонняя) или на обоих глазах (двусторонняя).

Причины и виды амблиопии

Непосредственными причинами при различных видах амблиопии могут выступать множественные факторы.

Причиной дисбинокулярной амблиопии служит монолатеральное содружественное косоглазие. когда отклоненный глаз исключается из участия в зрительном акте. При косоглазии амблиопия возникает в косящем глазу. Во избежание диплопии, головной мозг подавляет изображение, поступающее с косящего глаза, что со временем приводит к прекращению проведения импульсов от сетчатки отклоненного глаза к зрительной коре. В этом случае образуется порочный круг: с одной стороны, косоглазие выступает причиной дисбинокулярной амблиопии, с другой – прогрессирование амблиопии усугубляет косоглазие.

Развитие обскурационной амблиопии, как правило, связано с помутнением роговицы (лейкомой ), врожденной катарактой. птозом верхнего века, дистрофией и травмами роговицы, грубыми изменениями в стекловидном теле, гемофтальмом.

В основе анизометропической амблиопии лежит некорригированная анизометропия высокой степени: в этом случае амблиопия развивается на глазу с более выраженными нарушениями рефракции. В свою очередь, причинами анизометропии могут выступать высокие степени близорукости (>8 дптр билатерально), дальнозоркость (>5 дптр билатерально), астигматизм (>2,5 дптр в любом меридиане).

Рефракционная амблиопия развивается при длительном отсутствии оптической коррекции дальнозоркости (гиперметропии), близорукости (миопии) или астигматизма. Амблиопия развивается при следующих разницах рефракции обоих глаз: гиперметропическая >0,5 дптр, астигматическая >1,5 дптр, миопическая >2,0 дптр.

Развитие истерической амблиопии вызывается неблагоприятными психогенными факторами, сопровождающимися истерией. психозом. При этом может развиваться, как одностороннее, так и двустороннее нарушение зрения, концентрическое сужение полей зрения, нарушение цветовосприятия, светобоязнь и другие функциональные расстройства.

В группе риска по развитию амблиопии находятся дети, рожденные от преждевременных родов (особенно с глубокой степенью недоношенности ), с отягощенным перинатальным анамнезом, задержками психического развития. имеющие семейную историю амблиопии или косоглазия. Амблиопией сопровождается ряд наследуемых заболеваний — синдром Кауфмана, синдром Бенче, офтальмоплегия с миозом и птозом.

Симптомы амблиопии

Различные формы амблиопии имеют свои проявления. При слабой степени выраженности возможен бессимптомный вариант амблиопии.

Дети, ввиду недостатка сенсорного опыта, не могут адекватно оценить, насколько хорошо они видят и одинаково ли задействованы в процессе зрения оба глаза. О возможности амблиопии у маленького ребенка можно думать при наличии косоглазия, нистагма, невозможности четко зафиксировать взгляд на ярком предмете. У детей более старшего возраста указывать на амблиопию может снижение остроты зрения и отсутствие улучшений от его коррекции, нарушение ориентировки в незнакомом месте, отклонение одного глаза в сторону, привычка закрывать один глаз при взгляде на предмет или чтении, наклон или поворот головы при взгляде на интересующий предмет, нарушение цветовосприятия и темновой адаптации.

Истерическая амблиопия у взрослых развивается на фоне сильных эмоциональных потрясений и характеризуется внезапным ухудшением зрения, которое сохраняется от нескольких часов до нескольких месяцев.

Нарушения зрения при амблиопии могут варьировать от легкого снижения остроты зрения до практически его полной потери (светоощущения) и невозможности зрительной фиксации.

Для выявления амблиопии необходимо проведение комплексного офтальмологического обследования. При первичном осмотре глаз офтальмолог обращает внимание на веки, глазную щель, положение глазного яблока, определяет реакцию зрачка на свет.

Общую информацию о состоянии зрения получают с помощью офтальмологических тестов: проверки остроты зрения без коррекции и на ее фоне, цветового тестирования. периметрии. теста на преломление. В зависимости от снижения остроты зрения определяется степень выраженности амблиопии.

Для осмотра структур глаза при амблиопии проводится офтальмоскопия. биомикроскопия. обследование глазного дня с линзой Гольдмана. Для определения прозрачности преломляющих сред (хрусталика и стекловидного тела) используется осмотр глаза в проходящем свете. При непрозрачности сред их состояние исследуют с помощью УЗИ глаза .

Из биометрических исследований важнейшую роль играет определение угла косоглазия по Гиршбергу и измерение угла косоглазия на синаптофоре. С целью исключения рефракционной и анизометропической амблиопии показано исследования рефракции. проведение рефрактометрии и скиаскопии.

В комплексное обследование пациентов с амблиопией может включаться тонометрия. электроретинография ; при необходимости – консультация невролога .

Лечение амблиопии

Только раннее, индивидуально подобранное и настойчивое лечение амблиопии дает положительные результаты. Коррекцию амблиопии предпочтительно производить в возрасте до 6-7 лет; у детей старше 11-12 лет амблиопия практически не поддается лечению.

Успешность офтальмологической коррекции амблиопии напрямую связана с устранением ее причины. Так, при обскурационной амблиопии необходимо удаление катаракты, хирургическое исправление птоза, проведение рассасывающей терапии или витрэктомии при гемофтальме. В случае дисбинокулярной амблиопии проводится хирургическая коррекция косоглазия .

Лечение рефракционной или анизометропической амблиопии проводится консервативными методами. На первом этапе назначается оптимальная коррекция зрения: производится подбор очков. ночных или контактных линз, при анизометропии осуществляется лазерная коррекция .

Примерно через три недели начинают плеоптическое лечение, имеющее целью устранение доминирующей роли лучше видящего и активацию функции амблиопичного глаза. Для лечения амблиопии используется активная и пассивная плеоптика.

Пассивная плеоптика заключается в заклеивании (окклюзии) ведущего глаза; активная плеоптика сочетает в себе окклюзию ведущего глаза с проведением стимуляции сетчатки дефектного глаза посредством световых, электрических импульсов, специальных компьютерных программ. Среди аппаратных методов наибольшее распространение при аблиопии получили тренировки на «Амблиокоре». лазерстимуляция. светоцветостимуляция. электростимуляция. электромагнитная стимуляция, вибростимуляция, рефлексостимуляция, компьютерные методы стимуляции и др. Плеоптические курсы при амблиопии повторяют 3-4 раза в год.

У детей младшего возраста (1-4 лет) лечение амблиопии проводят с помощью пенализации – целенаправленного ухудшения зрения доминирующего глаза путем назначения гиперкоррекции или закапывания в него раствора атропина. В этом случае острота зрения ведущего глаза снижается, что влечет за собой активизацию работы амблиопичного глаза. При амблиопии эффективны методы физиотерапии – рефлексотерапия. вибромассаж. лекарственный электрофорез .

После плеоптического этапа лечения амблиопии переходят к восстановлению бинокулярного зрения – ортоптическому лечению. Проведение данного этапа возможно при достижении остроты зрения в обоих глазах не менее 0,4 и возрасте ребенка не младше 4-х лет. Обычно с этой целью используется аппарат-синоптофор. глядя в окуляры которого пациент видит отдельные части целого изображения, которые необходимо зрительно объединить в одну картинку.

Лечение амблиопии проводят до достижения приблизительно одинаковой остроты зрения обоих глаз. При истерической амблиопии назначаются седативные средства, проводится психотерапия.

Прогноз и профилактика амблиопии

Прогноз при амблиопии зависит от причин и времени выявления заболевания. Чем раньше начата коррекции амблиопии, тем успешнее будет результат. Наибольший эффект достигается при проведении лечения до достижения ребенком 7 лет, пока не завершено формирование глаза. В случае своевременного и полного лечения амблиопии в большинстве случаев удается практически полностью нормализовать зрение. У взрослых с амблиопией развивается стойкое необратимое снижение остроты зрения.

Профилактика амблиопии достигается путем проведения регулярного диспансерного обследования детей, начиная с 1 месяца жизни. При выявлении помутнения оптических сред глаза, птоза, нистагма. косоглазия необходимо раннее устранение дефектов. Стойкого эффекта при лечении амблиопии удается достичь при прохождении полного курса лечения, четком соблюдении предписаний офтальмолога (ношении очков, окклюдеров, регулярном обследовании).

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/ophthalmology/amblyopia

Амблиопия – снижение остроты зрения одного или обоих глаз, не поддающееся оптической коррекции, возникающее без видимым причин (первичная) или вследствие отсутствия нормальных условий для функционирования сетчатки (вторичная).

Причины амблиопии

В основе развития патологии лежит корковое торможение, которое «выключает» из зрительного процесса плохо видящий глаз, предотвращая развитие диплопии (двоения).

Первичная амблиопия появляется при нарушении развития глазного яблока во внутриутробном периоде.

Причины развития вторичной амблиопии в зависимости от формы:

— обскурационные (вследствие длительно существующих помутнений оптических сред глаза, чаще хрусталика).

— постобскурационные (амблиопия, сохраняющаяся после устранения причины, вызвавшей обскурационную). Например, после замены хрусталика интраокулярной линзой острота зрения не улучшается

— страбизматические (возникают в косящем глазу). В этих случаях кора подавляет изображение от одного глаза, чтобы не было диплопии, и со временем нейроны не проводят нервный импульс к головному мозгу.

— рефракционные (при различных степенях рефракции в двух глазах, когда есть большая разница между ними, и неадекватной коррекции аметропии).

— ахромазийные (связаны с недоразвитием колбочек, поэтому возникает цветослепота). Только двусторонняя.

— комбинированные.

Рефракционная амблиопия имеет бессимптомное течение. Выявляется при обследовании (профосмотре) чаще у детей 3-7 лет. Встречается при гиперметропической анизометропии, астигматизме, высокой миопии. При миопической анизометропии бывает реже, т.к. худший глаз используется для зрения вблизи. Развивается амблиопия при следующей рефракции: гиперметропическая разница обоих глаз более 0,5 дптр, астигматическая-более 1,5 дптр в любом меридиане, миопическая более 2,0 дптр.

Аметропическая амблиопия развивается при отсутствии различной рефракции в обоих глазах, но при высоких степенях миопии (более 8 дптр билатерально), гиперметропии (более 5 дптр с двух сторон) и астигматизма (более 2,5 дптр в любом меридиане). Выявляется в основном у детей до 7 лет, редко сопровождается косоглазием.

Обскурационная амблиопия возникает при отсутствии факторов нормального функционирования сетчатки, например, при птозе, помутнении роговицы, катаракте, кровоизлиянии в стекловидное тело.

Страбизматическая развивается при наличии косоглазия. Вариантов несколько. Здоровый глаз фиксирует изображение в области центральной ямки, а косящий либо так же, либо нецентрально, иногда или постоянно, либо вообще с отсутствием  фиксации.

Степени амблиопии в зависимости от остроты зрения:

— низкая (0,4-0,8)

— средняя (0,2-0,3)

— высокая (0,1-0,05)

— очень высокая (более 0,04)

Проявления амблиопии различны, возможно бессимптомное течение. Снижается острота зрения (нет улучшения при коррекции), нарушается цветовосприятие и темновая адаптация, возникает косоглазие (сходящееся, расходящееся и др.). Могут быть органические причины, такие как птоз (полное или неполное опущение века), катаракта (помутнение хрусталика), дистрофия роговицы, гемофтальм (кровоизлияние в стекловидное тело).

Диагностика амблиопии

Для постановки диагноза необходимы следующие методы исследования:

— определение остроты зрения с коррекцией и без. У детей, не знающих буквы, используют таблицы с картинками (например, таблица Орловой)

— биомикроскопия

— определение угла косоглазия по методу Гиршберга — в норме рефлекс от офтальмоскопа располагается по центру зрачка. При косоглазии асимметричный

— определение вида и угла косоглазия на синоптофоре

Синоптофор

— рефрактометрия при полной циклоплегии (желательно атропинизация в течение 3-4 дней)

— скиаскопия – определение рефракции по характерному движению тени в области зрачка

— исследование в проходящем свете для определения прозрачности сред глаза

— осмотр глазного дня с линзой Гольдмана

— электроретинография для определения функционального состояния сетчатки

— критическая частота слияния мельканий – исследуют состояний нейронов. Показателем служит минимальное количество вспышек света, которое воспринимается как единое целое

— УЗИ глаза – исследуют состояние сред глаза при их непрозрачности и длину передне-заднего отрезка глаза (имеет значение при аномалиях рефракции)

— компьютерная томография, магнитно-резонансная терапия, консультация невропатолога для исключения патологии нервной системы

Лечение невозможно без врача-офтальмолога, а несвоевременное лечение амблиопии приводит к стойкой потере зрительных функций.

Сначала подбирают оптимальную коррекцию. у детей старшего возраста возможно применение контактных или ночных линз, лазерной коррекции, особенно при анизометропии (различной рефракции обоих глаз). Устраняют причину обскурационной амблиопии (пластика век при птозе, фоторефракционная хирургия при помутнениях роговицы, факоэмульсификация и имплантация ИОЛ при катаракте, рассасывающая терапия или витреэктомия при гемофтальме).

При страбизматической амблиопии применяют пассивную и активную плеоптику .

Плеоптика

Пассивная осуществляется посредством окклюзии ведущего глаза (повышается острота зрения у косящего), а затем переменная окклюзия для перехода косоглазия в альтернирующее (при этом на центральной ямке фиксируется изображение то с одного, то с другого глаза). После этого используют методы активной плеоптики. При адекватной коррекции закрывают ведущий и стимулируют сетчатку косящего глаза (световыми, лазерными, электрическими импульсами и специальными компьютерными программами). Плеоптическое лечение проводят 3-4 раза в год для достижения желаемого эффекта.

Аппаратное лечение является основным при амблиопии. Например, тренировка на «Амблиокоре», при этом в зависимости от активности коры мозга, регистрируемого при электроэнцефалографии, меняются характеристики изображения на компьютере.

Амблиокор

Также используется АСО-стимуляция (посредством цветных световых импульсов), КЭМ, ПС-1, Мозаика ПС-2, Панорама и др.

У детей, которые не переносят окклюзию, применяют метод пенализации атропином лучше видящего глаза. Широкий зрачок резко снижает остроту зрения, тем самым заставляя «работать» амблиопичный глаз. Атропин закапывают 1-2 раза в неделю и следят за тем, чтобы мидриаз был постоянным.

Широко применяют методы физиотерапии – вибромассаж,  рефлексотерапия.

Лечение заканчивают после достижения примерно одинаковой остроты зрения обоих глаз. Если остается косоглазие, то его устраняют хирургическим методом.

Прогноз амблиопии у взрослых неблагоприятен, у детей необходимо адекватное лечение с полной коррекцией.

Врач офтальмолог летюк Т.З.

Источник: http://www.medicalj.ru/diseases/ophthalmology/809-ambliopija

Амблиопией называется заболевание, которое характеризуется прогрессирующим понижением зрения на фоне отсутствия структурных изменений в самом зрительном анализаторе. Амблиопия МКБ10 (международная классификация болезней), указана как Н53.0 «Амблиопия вследствие анопсии» и Н54.0 «Понижение зрения».

Амблиопия – синдром «ленивого глаза»

Амблиопия или синдром «ленивого глаза», названа так из-за того, что в процессе развития заболевания происходит практически полное выключение из процесса зрения одного глаза, второй глаз при этом становится «ведущим» и принимает на себя всю зрительную нагрузку. Таким образом, оба глаза видят картинки, которые в значительной мере отличаются друг от друга. Это затрудняет совмещение этих двух картинок в одно объемное изображение. Амблиопия правого глаза делает «ведущим» левый глаз. Это приводит к подавлению работы более слабого глаза, и мозг берет во внимание только зрительную информацию, поступающую от доминирующего глаза.

Выключение одного глаза из процесса зрения приводит к нарушению бинокулярного зрения, поэтому больной «ленивый глаз» у взрослых не дает оценивать глубину и объем воспринимаемого изображения. Также пациент испытывает затруднения при оценке расположение нескольких предметов в поле зрения .

Вследствие перенапряжения доминирующего глаза больные с амблиопией часто жалуются на головные боли, дискомфорт и резь в глазах .

Амблиопия, причины и виды

Амблиопия может возникнуть вследствие разных причин. Одной из самых частых причин развития амблиопии является косоглазие. При сочетании у пациента косоглазия и амблиопии, косоглазие может быть как причиной, так и следствием выключения одного глаза из процесса зрения. Такой вид амблиопии называется дисбинокулярной амблиопией.

Очень часто амблиопия развивается у людей с высокими цифрами дальнозоркости или близорукости. а также при выраженном астигматизме. Этот вид амблиопии носит название рефракционной амблиопии.

У людей с плохим зрением, у которых разница в оптической силе обоих глаз составляет больше 3 диоптрий, нередко развивается анизометропическая амблиопия.

Бывает также, что подавление работы одного из глаз связано с наличием на этом глазу препятствия для нормального прохождения световых лучей. Таким препятствием может быть бельмо. катаракта (особенно врожденная), обширный рубец после травмы глаза, офтальмоплегия (поражение глазодвигательных мышц), сопровождающаяся сужением зрачка (миозом ) и опущением верхнего века (птозом). В этом случае у больного развивается обскурационная амблиопия.

Единственным полностью обратимым видом амблиопии является истерическая амблиопия. Возникает эта патология у взрослых и связана обычно с каким-либо эмоциональным потрясением. Амблиопия при истерии сочетается с другими функциональными нарушениями зрения, такими как нарушенное цветовосприятие, светобоязнь. концентрическое сужение поля зрения и т.п.

Амблиопия — симптомы

В большинстве случаев больные с амблиопией небольшой степени не догадываются о наличии у них заболевания (за исключением пациентов с выраженным косоглазием, у которых отсутствие бинокулярного зрения можно заметить невооруженным взглядом). Начальные стадии амблиопии практически невозможно определить самостоятельно, в некоторых случаях пациент случайно выясняет, что его глаза имеют разную оптическую силу.

Лицам с миопией или дальнозоркостью высокой степени в обязательном порядке необходимо проходить регулярное обследование у окулиста, а также использовать очки или другой способ, обеспечивающий адекватную коррекцию имеющихся нарушений зрения.

Одним из проявлений амблиопии является нарушение ориентации в незнакомых и непривычных условиях. Больные с амблиопией нередко имеют нарушения координации движений и воспринимаются как люди неуклюжие или неаккуратные. Признаками амблиопии является отклонение одного глаза при чтении или просмотре телепередач, нередко больной при этом закрывает не работающий глаз. «Ленивый глаз» у детей заставляет поворачивать или наклонять голову при взгляде на интересующий предмет.

Помимо этого пациенты с амблиопией жалуются на быструю усталость и возникновение головной боли при чтении или выполнении кропотливой работы, требующей повышенного зрительного напряжения (вышивание, вязание и пр.).

Источник: http://proglaza.ru/bolezniglaz/amblyopia.html

Косоглазие и амблиопия у детей

В статье рассматривается часто встречающаяся зрительная патология у детей, посещающих общеобразовательный детский сад, -косоглазие и амблиопия. Показаны данные неофициальной статистики состояния зрения и здоровья данной категории детей. Рассматриваются психофизические особенности дошкольников с нарушениями зрения. С учетом состояния зрения и здоровья воспитанников предлагаются основные направления в оказании им коррекционной помощи.

Для оказания квалифицированной коррекционной помощи педагогам необходимы знания о состоянии зрения, здоровья и особенностях психофизического развития воспитанников, прежде всего о часто встречающейся зрительной патологии -косоглазии и амблиопии.

Расходящееся косоглазие возникает в более позднем возрасте и постепенно или усиливается, или остается неизменным. Исследования показывают: у 70% детей со сходящимся косоглазием наблюдается гиперметропия, а у 60% при расходящемся косоглазии — миопия (В.Т. Абрамов).

В зависимости от состояния аккомодационного аппарата выделены аккомодационное косоглазие, частично-аккомодационное косоглазие и неаккомодационное косоглазие.

Различают следующие виды амблиопии: рефракционная, дисбинокулярная, обскурационная, истерическая.

Причиной рефракционной амблиопии является длительное и постоянное проецирование на сетчатку глаза неясного изображения предметов внешнего мира при высокой дальнозоркости и астигматизме. Данный вид амблиопии возникает вследствие аномалий рефракции, которые в данный момент не поддаются коррекции, но при ношении правильно подобранных очков острота зрения постепенно может повыситься, даже до нормального уровня.

Нарушение бинокулярного зрения при косоглазии и амблиопии может быть устранено в ходе интенсивных тренировок и применения специальных методов лечения (Л.И. Плаксина).

Результаты комплексного обследования детей с нарушениями зрения разными медицинскими специалистами показало: у 68% детей с косоглазием и амблиопией отмечаются расстройства нервно-психического здоровья — это последствия раннего органического поражения центральной нервной системы с различными синдромами: неврозоподобным, астеническим, невротическим, гиперактивным. В 22% случаев страдает сердечно-сосудистая система (самое распространенное нарушение это вегето-сосудистая дистония); в 72% наблюдаются изменения со стороны желудочно-кишечного тракта (дисбактериоз, дискинезии желчевыводящих путей); в 98% наблюдаются нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие, нарушение осанки).

Это обуславливает необходимость планирования и проведения коррекционно-развивающей работы с учетом медицинских показаний и введение в распорядок дня детей лечебно-восстановительных процедур.

Профилактические мероприятия, лечение и оздоровление детей в дошкольном возрасте помогут предотвратить обострение имеющейся болезни или возникновение новых.

Детально анализируя своеобразие монокулярного видения, что характерно для данной категории детей, Л.И. Плаксина уточняет: наличие такого видения приводит к тому, что страдает точность и полнота зрительного восприятия, глаз не способен определить точное местоположение объекта в пространстве и его удаленность, выделить объемные признаки предметов, дифференцировать направления.

Далее автор отмечает, что формирование умения строить описательный рассказ замедляется из-за недостаточности зрительно-сенсорного опыта, трудностей анализа зрительных признаков в изображении и понимания смысла изображений.

Исследование особенностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) показало, что у них существуют трудности ориентации в признаках и свойствах предметов окружающего мира, а собственные сенсорные возможности ими не осознаются (Е.В. Селезнева). В результате автором установлено: дети с косоглазием и амблиопией имеют бессистемные и неточные сведения о собственных сенсорно-перцептивных возможностях, о внешних признаках, строении и функциональном назначении органов чувств, что не позволяет им активно включиться в процесс компенсации собственного дефекта. Далее автор уточняет, что в процессе сенсорной ориентации дети с косоглазием и амблиопией -без специального обучения — полностью доверяются поступающей зрительной информации. Лишь некоторые из них осознают необходимость использования сохранных органов чувств, отдавая предпочтение осязанию и слуху. У детей почти отсутствуют ориентация на обоняние и вкусовые ощущения; при этом они затрудняются планомерно обследовать предметы как зрением, так и сохранными анализаторами, наблюдается снижение их перцептивной активности.

Косоглазие и амблиопия как сложный зрительный дефект обуславливает появление отклонений в развитии двигательной сферы, приводит к снижению двигательной активности, сложностям ориентировки в пространстве и овладения движениями (Л.С. Сековец). Автор отмечает, что овладение основными движениями (ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье) во многом определяется состоянием и характером зрения, уровнем зрительно-пространственной ориентации. Дети с косоглазием и амблиопией за счет снижения остроты зрения и его монокулярного характера испытывают затруднения в видении предметов и объектов в пространстве, в выделении расстояния и глубины пространства. Поэтому во время ходьбы и бега дети затрудняются в сохранении дистанции, наталкиваются друг на друга, руку протягивают вперед при движении в пространстве. Продолжая говорить о недостатках развития детей с косоглазием и амблиопией, Л.С. Сековец установила, что качество прыжков детей характеризуется несогласованностью движений рук и ног, приземлением на одну ногу, отсутствием отталкивания, слабой силой толчка за счет сложности видения глубины, удаленностью объектов при монокулярном зрении.

При метании у детей наблюдается отсутствие прослеживания взором предмета и действий бросающей руки, снижение быстроты восприятия действий метания.

Таким образом, дети с косоглазием и амблиопией из-за монокулярного характера зрения и снижения зрения испытывают значительные трудности при определении насыщенности цвета, оттенков и светлоты предметов, величины объемных предметов. Восприятие объектов замедленное, фрагментарное, носит неточный характер. Вот почему практический опыт детей с нарушением зрения значительно беднее. Недостаточность зрительно-двигательной ориентации обуславливает ошибки при определении правой и левой сторон, обозначении пространственного расположения частей тела, овладении пространственными терминами. Такие признаки пространства, как удаленность, глубина, объем, трудно поддаются анализу при монокулярном характере зрения, что и определяет недостаточность зрительно-пространственной ориентировки.

В ряде исследований по выявлению особенностей психофизического развития детей с косоглазием и амблиопией отмечено: спонтанное исчезновение выявленных отклонений будет протекать медленно или совсем не произойдет. Необходима организация психолого-педагогической коррекционной помощи детям.

Педагоги в условиях общеобразовательного учреждения должны оказывать помощь ребенку с нарушениями зрения. Мы выделили основные требования, направления работы и ее содержание.

1. Владеть информацией о состоянии зрения и здоровья воспитанника.

2. Знать особенности физического и психического развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

4. Определить место для ребенка на подгрупповых и фронтальных занятиях в первом ряду.

8. Усовершенствовать развивающую среду: на бытовых предметах можно сделать картинки большего размера, чем у других детей, окантовать их — так ребенку будет легче найти свой шкаф, кроватку, полотенце. Каждая ступенька лестницы должна быть окантована разным цветом с тыльной стороны. В индивидуальном порядке рекомендуется познакомить ребенка с расположением предметов в группе и на участке детского сада.

12. Проводить упражнения для снятия зрительного утомления (учить рассматривать предметы вблизи и вдали, делать круговые движения глазами попеременно то в одну, то в другую стороны, чередование частого моргания глазами и отдыха с закрытыми глазами по 7-10 секунд).

13. В утреннее и вечернее время необходимо предложить ребенку работать с книжками-раскрасками; нанизывать бусы разного размера на нитки разной толщины; учиться обводить контурные изображения через кальку, копирку; выкладывать рисунки из мозаики разного размера; составлять пазлы. Перечисленные задания сочетают в себе задачи развития и активизации зрения с коррекцией зрительного восприятия.

15. Постепенно надо включать ребенка во все виды деятельности, веря, что ему посильна любая работа.

Аккомодация глаза — процесс изменения преломляющей силы глаза при зрительном восприятии предметов, находящихся на различных расстояниях от него.

Близорукость (миопия) — один из видов рефракции глаза — нарушение преломляющей способности глаза (параллельные лучи света, преломляясь в глазу, соединяются впереди сетчатки, на ней образуется расплывчатое изображение и предметы различаются неясно).

Дата: 13.09.09

Оценить статью: 1 2 3 4 5 Текущий рейтинг:

Источник: http://www.agushi.ru/view-article.php?id=343

Амблиопия

На сегодняшний день существует немало методов лечения такого патологического состояния как амблиопия и в домашних условиях. Прямо сейчас мы представим вниманию читателей некоторые из данных методов. Начнем с методики Гончаровой — Кюпперса, которая предусматривает использование электрической матовой лампы мощностью шестьдесят – семьдесят пять ватт. Берем лампу и наклеиваем на нее кружок диаметром семь – десять миллиметров. Такой кружок следует вырезать из светонепроницаемой бумаги черного цвета. Здоровый глаз во время проведения упражнения нужно прикрыть рукой либо повязкой. Отметим еще и тот акт, что данного рода упражнение рекомендуется осуществлять в затемненной комнате. Ребенка следует усадить от лампы на расстоянии пятидесяти – семидесяти сантиметров. Поначалу он на протяжении двадцати – тридцати секунд должен смотреть на черный кружок, после этого ему следует перевести взор на какой-нибудь светлый предмет и задержать на нем внимание до тех пор, пока малыш как можно четче не увидит на нем зрительный образ. В роли светлого предмета может выступить лист белой бумаги, который необходимо повесить на стене. В таких случаях сразу же после переведения взора на светлый предмет ребенку удается увидеть на бумаге круглое пятно как раз таки от черного кружка, на который он смотрел до этого. Как только пятно исчезнет, взор опять таки нужно будет перевести на черный кружок и так три раза за один сеанс. В день следует проводить не более одного сеанса. Курс терапии составляет от одного до трех месяцев.

Современные ученые на все сто процентов уверены в том, что компьютерные игры с применением принципа виртуальной реальности являются весьма эффективным методом борьбы с таким патологическим состоянием как ленивый глаз или амблиопия. У больных, страдающих данным недугом, один глаз видит намного лучше, нежели другой. По этой причине головной мозг таких людей опирается во время акта зрения только на здоровый орган, при этом полностью игнорируя больной глаз. Со временем происходит ослабление нейронных связей больного глаза с головным мозгом. В большинстве случаев для того, чтобы больной глаз начал функционировать в нормальном режиме, на него стараются возложить чрезмерную нагрузку. Достичь этого удается посредством заклеивания здорового органа зрения. Данного рода процедуру именуют окклюзией. Курс терапии посредством окклюзий составляет около четырехсот часов. Такой метод терапии позволяет восстановить нормальную остроту зрения пораженного амблиопией глаза.

Специалисты провели немало исследований, в одном из которых они предложили пациентам с амблиопией сыграть в компьютерные гонки. На глаз с данной патологией спроецировали саму машину игрока, а вот на здоровый глаз – машины соперников по игре. Все существующие препятствия на трассе пришлось поочередно проецировать то на один, то на другой орган зрения. Проследив за ходом игры, специалисты остались довольны ее результатами.

То, что данный метод позволяет достичь очень высокого терапевтического действия, стало понятно уже давно. Однако ученые до сих пор они не могут понять, каким именно образом работает данный метод на нейронном уровне. Понятно, что этот метод лечения амблиопии подтверждение еще не получил, однако, скорее всего, это случится уже в очень скором будущем.

Источник: http://www.tiensmed.ru/news/ambliopya-wkti

Ключевые слова: дети с косоглазием и амблиопией, коррекционная помощь, клинические виды косоглазия и амблиопии, психофизические особенности развития, состояние зрения, здоровья детей с косоглазием и амблиопией.

По данным неофициальной статистики, в Челябинске 15% детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией посещают общеобразовательные дошкольные учреждения. Происходит это по разным причинам: некоторые родители не хотят отдавать ребенка в специализированный детский сад; других не устраивает месторасположение такого учреждения; третьи просто не знают о том, что есть специализированные группы и детские сады.

Анализируя состояние зрения детей с косоглазием и амблиопией, Э.С. Аветисов, Л.А. Григорян, Е.И. Ковалевский, R. Sachsenweger выделили следующие клинические виды косоглазия: содружественное косоглазие; сходящееся косоглазие и амблиопия различной степени, расходящееся косоглазие с разной структурой дефекта: при нормальной остроте зрения, гиперметропии (дальнозоркость) с дальнозорким астигматизмом, миопии (близорукость), амблиопии различной степени.

Сходящееся косоглазие развивается в раннем детстве и часто бывает не постоянным, а периодическим. Однако со временем косоглазие может приобрести стойкий характер: зрительная система ребенка перестраивается и приспосабливается к асимметричному положению глаз, нарушается бинокулярное зрение.

При косоглазии косящий глаз практически бездействует — в зрении участвует только один глаз. Постепенно это приводит к стойкому понижению зрения косящего глаза — амблиопии, т.е. понижения остроты зрения, обусловленного функциональными расстройствами зрительного анализатора, не сопровождающиеся видимыми анатомическими изменениями (Л.А. Григорян, S. Karpowiz).

Причиной возникновения дисбиноку-лярной амблиопии является расстройство бинокулярного зрения. Понижение центрального зрения ведет к расстройству зрительной фиксации и появлению нецентральной фиксации. Точная оценка местоположения видимого предмета затруднена. Таким образом, дисбинокулярная амб-лиопия подразделяется на две группы: амблиопия с правильной фиксацией и амблиопия с неправильной фиксацией (70-75% случаев). Амблиопия данного вида, как правило, односторонняя и встречается при монолатеральном косоглазии. При центральной фиксации своевременное лечение приводит к повышению остроты зрения; при нецентральной это не всегда удается.

Причиной абскурационной амблиопии является врожденное или раноприобре-тенное помутнение хрусталика. Понижение зрения обусловлено не только функциональными, но и анатомическими причинами, поэтому на значительное улучшение зрения нельзя рассчитывать.

Истерическая форма амблиопии встречается редко и может возникнуть после психической травмы. Происходит понижение остроты центрального зрения, сужение поля зрения, наблюдается спазм аккомодации и конвергенции. Ведущая роль в лечении данного вида амблиопии принадлежит психотерапевту.

Все дети с монокулярным характером зрения в основном находятся в условиях окклюзионного лечения, когда из акта зрения выключается лучше видящий глаз с помощью окклюзии.

Остановимся на особенностях психофизического развития детей с косоглазием и амблиопией.

Дети с косоглазием и амблиопией при некоторой их общности с психофизическим развитием слепых и слабовидящих детей имеют свои специфические особенности в развитии (Л.И. Плаксина).

В работах тифлопедагогов (Л.С. Сековец, Е.Н. Подколзиной, Л.И. Плаксиной, И.В. Новичковой, Е.В. Селезневой и др.) представлена общая картина психолого-физического развития детей с косоглазием и амблиопией.

Изучив практические действия детей с нарушением зрения, Л.И. Плаксина делает вывод: освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ, у детей с косоглазием и амблиопией происходит сложнее, они носят замедленный характер. Далее автор отмечает затруднения детей с косоглазием и амблиопией, возникающие в работе с объемными материалами, и стремление к непосредственному контактированию с объектами.

В ряде исследований Л.И. Плаксина отмечает общую обедненность предметных представлений и снижение уровня чувственного опыта детей за счет неточности, фрагментарности, замедленности зрительно-пространственной ориентировки.

Детально анализируя особенности ориентировки в пространстве детей 3-4 лет с нарушением зрения, Е.Н. Подколзина отмечает: из-за ограничения их чувственного опыта возникают значительные затруднения в предметно-практической и словесной ориентировке в пространстве.

За счет монокулярного видения у детей с косоглазием и амблиопией затрудняется ориентация в пространстве на уровне предметно-практических действий, так как многие из признаков зрительно ими не воспринимаются.

У детей с нарушением зрения отсутствуют четкие представления о своем теле, а также связи между пространственным расположением парно-противоположных направлений своего тела с их словесными обозначениями. Отмечается неустойчивость и фрагментарность пространственных представлений о своем теле, а это, в свою очередь, делает невозможным практическую ориентировку «на себе» и перенос действий в конкретные предметно-пространственные ситуации.

В исследованиях И.В. Новичковой представлены особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией. Их уровень овладения обобщающими словами и выделения общих признаков предметов в сравнении с детьми с нормальным зрением значительно снижен, что затрудняет формирование предметно-практических действий сравнения, классификации и сериации предметов по общим или отдельным признакам.

Л.С. Сековец, М.А. Мишин показали наличие отклонений в развитии двигательной сферы детей, их мобильности, связанных с монокулярным видением пространства, которое характеризуется невозможностью анализа таких признаков пространства, как протяженность, удаленность, глубина, объемность.

3. Следить за тем, чтобы ребенок носил очки согласно назначению офтальмолога, постоянно или только для работы на занятиях, а стекла очков были чистыми.

5. Освещение рабочего места должно быть достаточным. Желательно, чтобы свет падал с левой стороны. Недопустимо, чтобы он был слепящим.

6. Чередовать зрительные нагрузки с отдыхом.

7. Реализовывать кроме общеобразовательной программы, используемой в детском саду, программу для специальных (коррекционных) учреждений четвертого вида (под редакцией Л.И. Плаксиной, раздел «Коррекционная работа»).

9. Пособия должны быть с четким изображением, средних и крупных размеров, основных цветов и оттенков.

10. Следует разрешать ребенку во время занятий подходить ближе к объекту или демонстрационному материалу для лучшего его рассмотрения.

11. Организовывать индивидуальные занятия (согласно коррекционной программе) по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально бытовой ориентировки.

14. Целесообразно проводить занятия на совмещение двух изображений, составление из частей целого предмета (разрезные картинки, кубики), организовывать настольные игры в бильярд, а также с мячом и кеглями.

16. Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу в детском саду и группе. Не допускать того, чтобы ребенка дразнили.

17. Если ребенок при выполнении задания нуждается в помощи, нужно дважды или поэтапно повторить задание, которое необходимо выполнить, дополнительно объяснить его суть.

18. Убедить родителей, что с ребенком следует посещать кабинет охраны зрения при районной поликлинике или офтальмологический центр для проведения лечения.

Для оказания помощи ребенку с нарушениями зрения в условиях общеобразовательного детского сада необходимо владеть информацией о состоянии зрения и здоровья ребенка, что позволит рационально определить и использовать формы и методы воспитания и обучения детей данной категории.

Амблиопия — ослабление зрения, причину которого не удается установить путем объективного исследования.

Бинокулярное зрение — процесс видения, в котором принимают участие оба глаза; при этом получаемые изображения сливаются в одно, соответствующее рассматриваемому предмету, что обеспечивает объемное (стереоскопическое) восприятие наблюдаемых объектов.

Дальнозоркость (гиперметропия) -один из видов рефракции глаза. Лучи, идущие от далеких предметов, при дальнозоркости недостаточно преломляются средами глаза, и соединяются позади сетчатки, на которой образуется неясное изображение.

Рефракция — преломляющая способность глаза.

Categories: Народные средства